Что США могут узнать из экономики викингов

Что США могут узнать из экономики викингов
Берген, Норвегия. Фото: AsianDream / iStock.

Автор Джордж Лейси объясняет, почему Скандинавия возглавляет мировые списки за равенство, здоровье и счастье.

«Посмотри на Скандинавию». Ты это слышал раньше. Это ключевая фраза для тех из нас, кто хотел бы жить с медицинским обслуживанием с одним плательщиком, хорошо финансируемыми школами, трудовым законодательством, которое обеспечивало бы баланс между работой и жизнью и отпуск по уходу за ребенком, а также бесплатное высшее образование, чтобы студенты заканчивали без долгов. О, и эффективный общественный транспорт, чистые улицы, низкая преступность - список продолжается. Мы слышали, что эти чудесные вещи действительно существуют в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии - наряду с процветанием, и консерваторы свободы говорят, что угрожает, когда центральное правительство управляет программами для здоровья и благополучия своих граждан.

Система универсальных преимуществ и услуг, часто называемая «Северной моделью», описана Джорджем Лейси в его новой книге, Экономика Викингов, Название относится не к грабежу, который практикуют викинги старой школы, а к смелому духу скандинавов 20 века, которые волновали и организовывали права и услуги. Ожидание того, что правительство должно обеспечить благосостояние своих людей, теперь является скандинавским консенсусом, пишет Лейси, хотя и позволяет проводить эксперименты, дебаты, протесты и корректировку политики. Именно поэтому современные потомки лучших мировых викингов перечисляют равенство, здоровье, уровень жизни и даже счастье.

Лейси, ветеран-активист, который преподавал проблемы в социальных изменениях в Swarthmore College, привносит свой опыт в понимание скандинавского способа управления обществом. Не менее ценным является его личный опыт. В возрасте 21 он встретил Берита Матисена в студенческом проекте Quaker, отправился в Норвегию, чтобы жениться на ней, и быстро погрузился в норвежскую жизнь.

Он жил, учился и работал в стране и много раз посещал более пяти десятилетий, давая ему идеальную точку зрения на то, чтобы увидеть скандинавскую систему по мере ее развития. Это глубокое понимание питает рассказ о сценах, истории и наблюдениях, которые делают Экономика Викингов доступным и приятным для чтения.

Джордж Лейси говорил с ДА! о том, как скандинавы «правильно поняли» и почему он думает, что мы тоже можем.

Валери Шлоредт: Благодаря вашему опыту проживания в Норвегии и норвежской семье, есть ли что-то, что вы сразу заметите, когда вы там, что отличается от людей в результате системы, которую вы называете «экономикой викингов»?

Джордж Лейзи: Люди, которых я знаю, любят легкий доступ к природе. Они любят быть в состоянии прыгнуть на тележке или автобусе и быстро добраться до естественного пространства, где они могут ходить или кататься на лыжах, в зависимости от сезона. В Дании, которая намного льстит, чем Норвегия, это означает, что есть природа в пределах легкой дистанции от велосипеда. Это так ценится людьми. И они, как правило, более здоровые, что отлично подходит для производительности труда и системы здравоохранения, потому что у вас меньше больных людей, нуждающихся в лечении.


Получите последние новости от InnerSelf


Таким образом, страна экономит деньги, не вкладывая столько средств в борьбу с болезнью и имеет более высокую производительность, потому что рабочие здоровее. Таким образом, этот набор возможностей для землепользования имеет такую ​​большую пользу. И это то, что я нахожу снова и снова, что люди пользуются умным дизайном.

Schloredt: Похоже, у нас много беспокойства в Соединенных Штатах - заботы о том, чтобы платить за здравоохранение, когда вы можете позволить себе иметь ребенка, как платить за уход за ребенком и тому подобное. Вы видите, как скандинавская система снижает беспокойство для своих граждан?

Лейки: Я делаю. Они получают самые высокие оценки о лучшем месте, чтобы быть мамой, и часть этой картины - это обязанность работодателя разрешить матерям-медсестрам принимать до двух часов в день оплачиваемого отпуска с работы, чтобы они могли кормить своих детей. И очень легко получить доступный уход за детьми, будь то на рабочем месте или, если ваше рабочее место не имеет его, в вашем собственном районе.

Schloredt: Когда мы начинаем говорить об этих видах политики в Соединенных Штатах, один ответ - это гнев, что люди могут иметь право на такие вещи, как субсидирование ухода за детьми или отпуск по уходу за ребенком или питомники на рабочем месте. Не могли бы вы обратиться к сопротивлению, которое мы слышим от некоторых американцев, по идее правительства, предоставляющего людям вещи?

Лейки: Люди в Скандинавии должны были потеть, чтобы создать текущую ситуацию, в которой они находятся. В 1920 и «30s» были вызваны войска, чтобы отбросить людей, которые требовали перемен. Таким образом, экономические элиты в этих странах действительно сопротивлялись изменениям, и людям пришлось сильно потеть, чтобы изменить ситуацию.

Поэтому я думаю, что разумно сказать довольно жестко американцам: «Послушайте, когда вы заработаете это путем создания массовых движений, требующих такой системы, вы получите ее в результате своей борьбы. Но если вы не будете бороться, вы не получите этого, и бессмысленно просто сидеть, завидовать другим людям, которые потеют и получают его ».

Schloredt: Как насчет вопроса о равенстве? Похоже, что в Соединенных Штатах нас обучают думать, что вы получаете хорошие вещи, если вы их заслуживаете, а те, у кого нет комфортной жизни, как-то не заслуживают. Есть ли у нас скрытые желания для равенства, которые мы можем использовать здесь?

Лейки: Ведь в наших учредительных документах! Мы можем оглядываться на времена, когда в Соединенных Штатах было больше равенства, например, после Второй мировой войны, когда наше общество было на самом деле намного счастливее и во многом более подходящим местом для жизни, чем когда оно было более неравным. И наше правительство было гораздо более функциональным, когда у нас было больше равенства.

Например, когда-то называлась «двупартийная внешняя политика», потому что стороны знали, что им нужно ладить и выполнять фактическую работу руководства, что должно идти на компромисс, и это связано с тем уровнем равенства, который у нас был.

Теперь из исследований в области здравоохранения ясно, что люди в более равных обществах более здоровы, чем люди в более неравных обществах. Конечно, есть еще меньше преступлений. Поэтому, если кто-то, кто обеспокоен преступностью, может захотеть иметь более равноправное общество, потому что у них меньше риска для преступности. Есть много выигрышей за равенство.

И, конечно же, большинство неравенств унаследовано, а не заработано. Моя новая книга Чака Коллинза, Родился на третьей базе, о том, каково это для состоятельных людей в этой стране, которые в основном рождаются на третьей базе. Когда они добираются до домашней пластины, для них довольно смешно брать кредит за попадание домой, потому что они родились на третьей базе.

Schloredt: Как мы получаем от того, где мы сейчас находимся, где мы должны быть?

Лейки: Ну, с одной стороны, нам нужно видеть сквозь призму демократии. Пока мы отрицаем это, мы не сможем работать на перемены. Когда мы признаем, кто правители на самом деле, что составляет один процент, тогда мы можем получить реальную информацию об изменениях и внести большие изменения.

Я думаю, что это то, что происходит с изменением климата. Возьмите солнечную энергию. Солнечная система воспринималась национальными центрами власти как слишком привлекательная, особенно на Гавайях и в Калифорнии, поэтому они вмешались, чтобы отключить солнечную энергию и попытаться замедлить ее. Попытка замедлить возобновляемую энергию вниз - это один из способов совершить самоубийство, и они готовы это сделать, чтобы сохранить прибыль, получаемую ими от своих уже огромных инвестиций в нефть и газ, которые по-прежнему субсидируются правительством, правительство, которым они управляют.

Мы рано или поздно должны иметь возможность справиться с властью в центре, чтобы действительно взять на себя ответственность за нашу страну, и она берет на себя ответственность за нашу страну, которая позволила бы нам получить то, что получили скандинавы.

Schloredt: Это большая работа.

Лейки: Да, но я думаю, что мы способны на большие рабочие места. Это разница, которую я не рассматриваю в книге. Я просил в книжных книгах, где существует целый ряд возрастов: «Кто слышал в своей жизни много акцентов на американцах, идентифицирующих себя как« людей, могущих делать »?» Пожилые люди поднимают руки: «О да , мы это помним. «Дайте жесткие рабочие места американцам. Мы можем сделать это!'"

Младшие люди не склонны терпеть руки. У нас есть момент, когда люди это замечают. Молодежь не поощряется думать о себе как о большом агентстве. И подумать о том, что их страна может решить действительно жесткие проблемы. Какова цель этой пассивности, интересно. Таким образом, мы просто овец, поскольку один процент приводит нас.

Я задаю этот вопрос снова и снова, и меня отрезвляет количество людей, которые на самом деле чувствуют себя слабыми и бессильными в отношении изменения нашей судьбы. Это отход от американской истории. Как только мы это осознаем, мы должны спросить себя: «Неужели мы действительно хотим сделать себя слабыми?» Поскольку самый простой способ сделать себя слабым - значит верить в слабость.

Schloredt: Таким образом, большее равенство и более демократическое и отзывчивое правительство дают скандинавам лучшее чувство контроля над собственной судьбой?

Лейки: Абсолютно. И это ощущается на уровне земли. Я рассказываю в книге о моих родственниках в Норвегии, которые сидят вокруг, говоря об экономической политике, как будто они управляют страной. И они!

Эта статья первоначально появилась на ДА! журнал

Об авторе

Валери Шлоредт написала эту статью для ДА! журнал, Валери живет в Сиэтле, где она редактирует и пишет об активности климата и социальной справедливости.

Книги по этой теме

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = Джордж Лэйки; maxresults = 3}

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

В поисках более осмысленной и целеустремленной жизни
В поисках более осмысленной и целеустремленной жизни
by Фрэнк Паскиути, доктор философии

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

В поисках более осмысленной и целеустремленной жизни
В поисках более осмысленной и целеустремленной жизни
by Фрэнк Паскиути, доктор философии

What the U.S. Can Learn From Viking Economics

What the U.S. Can Learn From Viking Economics
Bergen, Norway. Photo by AsianDream / iStock.

Author George Lakey explains why Scandinavia tops world lists for equality, health, and happiness.

“Look at Scandinavia.” You’ve heard that before. It’s a catchphrase for those of us who would like to live with single-payer health care, well-funded schools, labor laws that allow for work–life balance and parental leave, and tuition-free higher education so that students graduate without debt. Oh, and efficient public transportation, clean streets, low crime—the list goes on. We’ve heard that these marvelous things actually exist in Sweden, Norway, Denmark, Finland, and Iceland—along with prosperity and the freedom conservatives say is threatened when central government runs programs for the health and welfare of its citizens.

The system of universal benefits and services often referred to as “the Nordic Model” is described by George Lakey in his new book, Viking Economics. The title refers not to the plunder practiced by old-school Vikings, but to the bold spirit of 20th century Scandinavians who agitated and organized for rights and services. The expectation that government should secure the well-being of its people is now a Scandinavian consensus, writes Lakey, albeit one that allows for experimentation, debate, protest, and readjustment of policies. It is why modern-day descendants of the Vikings top world lists for equality, health, standard of living, and even happiness.

Lakey, a veteran activist who taught issues in social change at Swarthmore College, brings his expertise to understanding the Nordic way of running a society. Equally valuable is his personal experience. At the age of 21, he met Berit Mathiesen on a Quaker student project, sailed to Norway to marry her, and quickly immersed himself in Norwegian life.

He lived, studied, and worked in the country, and has visited many times over five decades, giving him an ideal vantage point for seeing the Scandinavian system as it has evolved. That deep understanding feeds a narrative of scenes, history, and observations that make Viking Economics accessible and a pleasure to read.

George Lakey talked to YES! about how the Scandinavians “got it right” and why he thinks we could, too.

Valerie Schloredt: Through your experience of living in Norway and having Norwegian family, is there something you notice immediately when you’re there that’s different for people as a result of the system you call “Viking economics”?

George Lakey: People I know there love the easy access to nature. They love to be able to jump on a trolley or a bus and get very quickly into a natural space where they can walk or ski, depending on the season. In Denmark, which is much flatter than Norway, it means that there’s nature within easy distance of bicycling. That is so appreciated by people. And they tend to be healthier, which is great for worker productivity and for the health care system because you have fewer sick people who need treatment.

So the country saves money by not having to invest so much in dealing with illness and has higher productivity because workers are healthier. So just that land-use set of choices has so much benefit. And that’s what I find again and again, that people benefit from smart design.

Schloredt: It seems like we have a lot of anxiety in the United States—worries about paying for health care, when you can afford to have a child, how to pay for child care, and that sort of thing. Do you see ways the Scandinavian system reduces anxiety for its citizens?

Lakey: I do. They do get the highest ratings about the best place to be a mom, and part of that picture is the employer’s obligation to allow nursing moms to take up to two hours per day of paid time off from work so that they can nurse their babies. And it’s very easy to get affordable child care, either at the workplace or, if your workplace doesn’t have it, in your own neighborhood.

Schloredt: When we start talking about these kinds of policies in the United States, one response is anger that people might be entitled to things like subsidized child care or parental leave or workplace nurseries. Could you address the resistance we hear from some Americans at the idea of the government providing things for people?

Lakey: Folks in Scandinavia had to sweat to create the current situation they’re in. In the 1920s and ’30s, there were troops being called out to put the people down who were demanding a change. So the economic elites in those countries really did resist change, and the people had to sweat hard to force change.

So I think it is reasonable to say in a fairly tough way to Americans, “Look, when you earn it through creating mass movements that demand a system like that, you’ll get it as a result of your struggle. But if you don’t struggle, you won’t get it, and it’s pointless to just sit around envying other people who did sweat and got it.”

Schloredt: What about the issue of equality? It seems like in the United States we’re trained to think that you get good things if you deserve them, and those who don’t have a comfortable life somehow don’t deserve one. Do we have latent desires for equality that we can tap into here?

Lakey: It’s in our founding documents, after all! We can look back at times when there has been more equality in the United States, like after World War II, when our society was actually much happier and in many ways a more satisfying place to live than it has been when it’s been more unequal. And our government has been much more functional when we’ve had more equality.

There used to be something called “bipartisan foreign policy,” for example, because the parties knew they had to get along and do the actual work of governing, which is to compromise, and that had to do with the amount of equality we had.

It’s clear now from health studies that people in more equal societies are healthier than people in more unequal societies. Of course, there’s way less crime. So if there’s anybody who’s concerned about crime, they might want to have a more equal society because they have less risk of crime. There are lots of payoffs to equality.

And of course, most inequality is inherited rather than earned. My friend Chuck Collins’ new book, Born on Third Base, is about what it is like for well-off people in this country, who are mostly born on third base. When they get to home plate it’s pretty ridiculous for them to take credit for hitting a home run because they were born on third base.

Schloredt: How do we get from where we are now to where we need to be?

Lakey: Well, for one thing we need to see through the pretense of democracy. As long as we are in denial about that, we’re going to fail in working for change. When we acknowledge who the rulers really are, which is the one percent, then we can get real about change and make big change.

I think that’s what has been going on with climate change. Take solar energy. Solar was getting to be regarded by the national power centers as way too attractive, especially in Hawaii and California, so they’ve stepped in to de-incentivize solar and try to slow it down. Trying to slow renewable energy down is one way to commit suicide, and they’re willing to do that in order to maintain the profits they get from their already huge investments in oil and gas, which continue to be subsidized by the government—which is the government that they control.

We do, sooner or later, need to be able to tackle the power at the center in order to really take charge of our country, and it’s taking charge of our country that would enable us to get what the Scandinavians got.

Schloredt: It’s a big job.

Lakey: Yes, but I think we’re capable of big jobs. That’s a difference that I don’t address in the book. I’ve been asking at bookstore readings where there is a range of ages, “Who has heard in their lives a lot of emphasis on Americans identifying themselves as the ‘can-do people’?” Older people raise their hands, “Oh yeah, we remember that. ‘Give the tough jobs to the Americans. We can do it!’”

Younger people don’t tend to put up their hands. We have a moment when people observe that. Young people are not being encouraged to think of themselves as having a lot of agency. And to think of their country as being able to tackle really tough problems. What’s the purpose of that passivity, I wonder. So we will just be sheep as the one percent leads us.

I’m asking that question over and over, and I’m sobered by the number of people who actually feel weak and powerless with regard to changing our destiny. That is a departure from American history. Once we recognize that, we have to ask ourselves, “Do we really want to render ourselves weak?” Because the easiest way to render yourself weak is to believe yourself to be weak.

Schloredt: So greater equality and a more democratic and responsive government give Scandinavians a better sense of controlling their own destiny?

Lakey: Absolutely. And that is felt on the ground level. I tell a story in the book about my relatives in Norway sitting around talking about economic policy as if they’re running the country. And ... they are!

This article originally appeared on YES! Magazine

About The Author

Valerie Schloredt wrote this article for YES! Magazine. Valerie lives in Seattle, where she edits and writes about climate activism and social justice.

Related Books

Viking Economics: How the Scandinavians Got It Right-and How We Can, Too
economyAuthor: George Lakey
Binding: Hardcover
Publisher: Melville House
List Price: $26.99

Buy Now

Toward a Living Revolution: A Five-Stage Framework for Creating Radical Social Change
economyAuthor: George Lakey
Binding: Paperback
Publisher: Wipf and Stock
List Price: $35.00

Buy Now

Facilitating Group Learning: Strategies for Success with Adult Learners
economyAuthor: George Lakey
Binding: Hardcover
Publisher: Jossey-Bass
List Price: $44.00

Buy Now

follow InnerSelf on

google-plus-iconfacebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}