Удивительные причины, по которым мы любим искусство

Удивительные причины, по которым мы любим искусство
Пьер Боннар (1867-1947). Wikimedia Commons

«Почему люди так любят Пьера Боннара?» - спрашивает искусствовед The ​​Guardian Адриан Сирл в его обзор из текущего шоу художника в лондонской Tate Modern. Есть очевидные причины: его богатый цвет, его теплый свет, его человеческая близость.

Но я предлагаю, чтобы мы любили Боннарда меньше за его гармоничность (которую Сирл часто считает слишком милой), чем за его тревожный изобразительный диссонанс. Удивительно, но это то, что воспринимается неприятный или сотрясение о работе Боннарда, которая питает его картину.

Я художник, который использует науку и философию, чтобы понять, как искусство влияет на нас. Моя работа привела меня к мысли, что искусство является наиболее захватывающим, когда оно создает состояния психологического конфликта, замешательства или диссонанса. Вот три способа увидеть это в работе Боннара.

Что это такое?

Первый конфликт, вызванный Боннаром нашим чувствам, происходит от его использования того, что я называю «визуальная неопределенность». Визуальная неопределенность возникает, когда нам преподносится нечто, что не поддается немедленному распознаванию. Мы все это испытали, когда, например, увидели неясную форму в углу комнаты, которая может быть кошкой или сумкой. Дальнейшее расследование часто необходимо, чтобы удовлетворить наше любопытство.

Картины Боннарда полны таких моментов, вызванных пассажами краски, которые подсказывают одно, оказываются другим или вообще противостоят классификации. Если мы посмотрим на «Натюрморт с букетом цветов» (ниже), книга, ваза и стол все читаемы. Но что в космосе позади? Возможно, стул или дверь, какой-нибудь текстиль, человеческая фигура справа. Трудно быть уверенным.

Натюрморт с букетом цветов или венерой киренской (удивительные причины, по которым мы любим искусство)Натюрморт с букетом цветов или Венерой из Кирены, 1930, холст, масло, 600 x 1303 мм, Художественный музей Базеля. Изображение предоставлено Tate Modern

Визуальная неопределенность торгуется в ожидании того, что картинки содержат узнаваемые объекты. Когда это ожидание нарушается, мы подвергаемся некоторому когнитивному диссонансу, который может быть расстраивающим или даже неприятным. Но неопределенное произведение искусства не должно быть менее мощным для этого.

Я сотрудничал с нейробиологом, Алюмит Ишай, чтобы изучить влияние неопределенные произведения на мозг, Мы сравнили мои неопределенные картины с картинами, которые были визуально похожи, но содержали узнаваемые объекты. Мы обнаружили, что чем дольше люди смотрят на картину, пытаясь определить, что на ней изображено, тем сильнее они оценивают ее. Кажется, эстетическая сила как-то связана с неоднозначностью восприятия.


Получите последние новости от InnerSelf


Цветовые конфликты

Второй способ, которым Боннард вызывает диссонанс, - это использование цвета. Дополнительные цвета лежат друг напротив друга на спектре. Например, красный цвет дополняет синий, а желтый - фиолетовый. Из-за способа, которым свет обрабатывается глазами и мозгом, дополнительные цвета - когда они расположены в непосредственной близости - склонны раздражать глаза, как на абстрактной картине ниже.

Круг, гуашь на бумаге, 2015. (удивительные причины, по которым мы любим искусство)Круг, гуашь на бумаге, 2015. Роберт Пепперелл, 2019

Боннар часто использует этот эффект тонкими и сложными способами. В фильме «Обнаженная в ванне 1936-8» мы видим полосы серо-голубых толчков с обожженными оттенками сиенны на коже купальщика и большое фиолетовое пятно рядом с темно-желтым в правом верхнем углу. Во многих картинах Боннарда столкновения взаимодополняющих цветов, наряду с шумно текстурированной краской, оживляют поверхность и заставляют наши глаза танцевать под диссонанс.

Пьер Боннар, Обнаженная в ванной (Nu dans le bain) (удивительные причины, по которым мы любим искусство)Пьер Боннар, Обнаженная в ванной (Nu dans le bain), 1936-8. Масляная краска на холсте, 930 x 1470 мм, Музей современного искусства Парижа / Роджер-Виолье. Имидж Кортси Тейт Модерн

Боннар также использует другое оптическое явление, которое ученые называют equiluminance, Если мы преобразуем абстрактную живопись в монохромную, как показано ниже, яркий вибрационный эффект исчезает, но и все остальное.

Круг, монохромный вариант. (удивительные причины, по которым мы любим искусство)Круг, монохромный вариант. Роберт Пепперелл, 2019

В то время как круг и его фон сильно различаются в цветной версии, уровень света, исходящего из каждой области, одинаков. Это сбивает с толку части мозга, которые обрабатывают цвет и яркость.

Обнаженная в бане (монохромная). (удивительные причины, по которым мы любим искусство)Обнаженная в бане (монохромная). Роберт Пепперелл из Пьера Боннара оригинал

Если мы теперь посмотрим на картину для купания в монохромном режиме, то увидим, что Боннар также использовал эквилуминантные оттенки. В этой версии кожа выглядит намного более плоской, и желто-фиолетовое столкновение уменьшено до серой однородности. Боннар бросает наши чувства цвета и света в конфликт.

Логическая невозможность

Третий способ, которым Боннар возбуждает наши чувства, - это черта всего изобразительного искусства, хотя Боннард использует его с исключительным мастерством. Образные картины содержат логическую невозможность: мы видим одну вещь (живопись), которая одновременно является другой вещью (то, что она изображает).

Глядя на обнаженную в бане, мы видим женщину, лежащую в ванне с водой лист холста, замазанный краской. Мы держим эти две реальности как отдельные и объединенные в наших умах, несмотря на парадокс, который это подразумевает.

В Недавняя статья Я исследовал это напряжение между материальным и изобразительным слоями в произведениях искусства. Я показал, как дихотомия, напряженность или противоречия способствуют волнению и недоумению, которые мы можем испытать в искусстве.

Например, Боннар, как и многие художники-модернисты, имеет тенденцию подчеркивать «материальность» краски по способу ее нанесения - в текстурированных шарах. В «Натюрморте с букетом» этому способствует туман неопределенности. В «Обнаженной в бане» мы можем прочитать желтые мазки на полу справа, как и то и другое лепестки краски как искры солнечного света.

Тем временем Вальдемар Янущак в его обзор шоу, ругает Боннара за его неуклюжее и неуклюжее изложение объектов и анатомии (кстати, он также не одобряет его визуальную неопределенность). Но Боннард был не совсем некомпетентным чертежником. Его преднамеренная дерзость усиливает диссонанс между формами, которые мы должны видеть, и теми, которые мы на самом деле видим.

Может показаться удивительным, что диссонанс может быть источником эстетической силы, поскольку мы часто ассоциируем искусство с красотой и приятностью. Но картины Боннарда, в своих лучших проявлениях, вызывают редкое состояние ума: мы сразу же чувствуем смущение, наши чувства подвергаются нападкам, и мы познавательно конфликтуем. В то время как в других обстоятельствах такой натиск может заставить нас пробежать милю, искусство поражает нас.Беседа

Об авторе

Роберт Пепперелл, профессор, Кардифф Metropolitan University

Эта статья переиздана из Беседа под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.

Книги по этой теме

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = Пьер Боннар; maxresults = 3}

enafarZH-CNzh-TWnltlfifrdehiiditjakomsnofaptruessvtrvi

Следуйте за InnerSelf

facebook-значокTwitter-значокНовости-значок

Получить последнее по электронной почте

{Emailcloak = выкл}

ВНУТРЕННИЕ ГОЛОСЫ

Безусловная любовь: способ служить друг другу, человечеству и миру
Безусловная любовь - это способ служить друг другу, человечеству и миру
by Эйлин Кэдди MBE и Дэвид Эрл Платтс, доктор философии.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

The Surprising Reasons We Love Art

creativity

The Surprising Reasons We Love Art
Pierre Bonnard  (1867–1947). Wikimedia Commons

“Why do people love Pierre Bonnard so much?” asks The Guardian’s art critic Adrian Searle in his review of the painter’s current show at London’s Tate Modern. There are obvious reasons: his rich colour, his warm light, his human intimacy.

But I suggest we love Bonnard less for his harmoniousness (which Searle often finds too lovely) than his unsettling pictorial dissonance. Surprisingly, it is what is perceptually unpleasant or jarring about Bonnard’s work that powers his painting.

I am an artist who uses science and philosophy to understand how art affects us. My work has led me to think that art is most exciting when it creates states of psychological conflict, confusion or dissonance. Here’s three ways we can see this in Bonnard’s work.

What is it?

The first conflict inflicted by Bonnard on our senses comes from his use of what I call “visual indeterminacy”. Visual indeterminacy occurs when we are presented with something that defies immediate recognition. We have all experienced this when, for example, seeing a vague shape in the corner of a room that might be a cat or a bag. Further inquiry is often needed to satisfy our curiosity.

Bonnard’s paintings are full of such moments, evoked by passages of paint that suggest one thing, turn out to be another, or resist classification altogether. If we look at Still Life with Bouquet of Flowers (below) the book, vase and table are all pretty readable. But what is in the space behind? Perhaps a chair back or a door, some textiles, a human figure on the far right. It’s hard to be sure.

Still Life with Bouquet of Flowers or Venus of Cyrene (the surprising reasons we love art)Still Life with Bouquet of Flowers or Venus of Cyrene, 1930, Oil paint on canvas, 600 x 1303 mm, Kunstmuseum Basel. Image courtesy of Tate Modern

Visual indeterminacy trades on the expectation that pictures contain recognisable objects. When this expectation is thwarted we undergo a degree of cognitive dissonance that may be frustrating, or even unpleasant. But an indeterminate artwork need not be any less powerful for that.

I collaborated with a neuroscientist, Alumit Ishai, to study the effect of indeterminate artworks on the brain. We compared indeterminate paintings of mine to paintings that were visually similar but contained recognisable objects. We found the longer people spent looking at a painting, trying to determine what it depicted, the more powerful they rated it as being. It seems aesthetic power is somehow bound up with perceptual ambiguity.

Colour conflicts

The second way Bonnard evokes dissonance is through his use of colour. Complementary colours lie opposite one another on the spectrum. Red, for example, complements blue while yellow complements violet. Because of the way light is processed by the eyes and brain, complementary colours – when placed in close proximity – are apt to jar the eyes as in the abstract painting below.

Circle, gouache on paper, 2015. (the surprising reasons we love art)Circle, gouache on paper, 2015. Robert Pepperell, 2019

Bonnard frequently exploits this effect in subtle and complex ways. In Nude in the Bath of 1936-8, we see streaks of blue-grey jostling with burnt sienna pinks in the bather’s skin, and a large patch of violet neighbouring a deep yellow in the upper right. In many of Bonnard’s paintings the clashes of complementary colour, along with the noisily textured paint, animate the surface and make our eyes dance to a discordant tune.

Pierre Bonnard, Nude in the Bath (Nu dans le bain) (the surprising reasons we love art)Pierre Bonnard, Nude in the Bath (Nu dans le bain), 1936-8. Oil paint on canvas, 930 x 1470 mm, Musée d'Art moderne de la Ville de Paris/ Roger-Viollet. Image courtsey of Tate Modern

Bonnard also exploits another optical phenomenon, which scientists call equiluminance. If we convert the abstract painting to monochrome, as below, the vivid vibratory effect disappears, but so does everything.

Circle, monochrome version.  (the surprising reasons we love art)Circle, monochrome version. Robert Pepperell, 2019

While the circle and in its background are violently different in the coloured version, the level of light coming from each area is equal. This confuses the parts of the brain that process colour and luminance.

Nude in the Bath (monochrome). (the surprising reasons we love art)Nude in the Bath (monochrome). Robert Pepperell from Pierre Bonnard original

If we now look at the bathing painting in monochrome, we see that Bonnard also used equiluminant hues. In this version the skin looks much flatter and the yellow-violet clash is reduced to a grey uniformity. Bonnard is throwing our senses of colour and light into conflict.

A logical impossibility

A third way Bonnard piques our senses is actually a feature of all representational art, although Bonnard exploits it with exceptional skill. Figurative paintings contain a logical impossibility: we see one thing (the painting) which is simultaneously another thing (what it depicts).

Looking at Nude in the Bath we see a woman lying in a tub of water and a sheet of canvas dabbed with paint. We keep these two realities both separate and unified in our minds, despite the paradox this implies.

In a recent paper I investigated this tension between the material and representational layers in artworks. I showed how dichotomies, tensions or contradictions contribute to the excitement and puzzlement we can experience with art.

For example, Bonnard, like many modernist painters, tends to highlight the “material-ness” of the paint by the way he applies it – in textured globs. In the Still Life with Bouquet this contributes to the fog of indeterminacy. In the Nude in the Bath we can read the yellow dabs on the floor to the right as both petals of paint and as sparkles of sunlight.

Meanwhile, Waldemar Januszczak, in his review of the show, berates Bonnard for his clumsy and awkward outlining of objects and anatomy (incidentally, he also disapproves of his visual indeterminacy). But Bonnard was anything but inept as a draughtsman. His deliberate gaucheness heightens the dissonance between the forms we are supposed to be seeing and those we actually see.

It might seem surprising that dissonance could be a source of aesthetic power, given we often associate art with beauty and pleasantness. But Bonnard’s paintings, at their best, induce a rare state of mind: we are at once perceptually confused, our senses are assailed and we are cognitively conflicted. While in other circumstances such an onslaught might make us run a mile, with art we are held transfixed.The Conversation

About The Author

Robert Pepperell, Professor, Cardiff Metropolitan University

This article is republished from The Conversation under a Creative Commons license. Read the original article.

Related Books

{amazonWS:searchindex=Books;keywords=Pierre Bonnard;maxresults=3}

creativity
enafarzh-CNzh-TWtlfrdehiiditjamsptrues

follow InnerSelf on

google-plus-iconfacebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}

follow InnerSelf on

google-plus-iconfacebook-icontwitter-iconrss-icon

 Get The Latest By Email

{emailcloak=off}